Воспитать чувства 🥰 Работая в детском саду, заметила такую вещь
- детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний, не рассказывают грустных историй, пропускают в "Золушке" абзац о том, что мама умерла. На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок, нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, "Пряничный домик", к примеру, сказки Чуковского, "Красная шапочка" и даже "Колобок" (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно... было бы... если бы не было так грустно.
Простая истина, которую почему-то не хотят понять многие родители: искусственно ограждая от естественных детских переживаний, горечи и боли, мы воспитаем даже не неженок, а бесчувственных людей. Кажется, так просто - чтобы уметь сопереживать, сочувствовать, надо для начала научиться переживать и чувствовать.
В повести Алексина "Третий в пятом ряду" воспитатель от Бога говорит такие слова:
- Они должны уметь плакать... Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.
А мы обучаем, обучаем и обучаем, буквы с пеленок, считать до ста в два года, наплевав на законы развития детской психики. Презрев тот факт, что лет до 6-7 эмоция тащит разум, а не наоборот. Младенец чувствует интонации, не понимая сказанных слов, по тембру голоса, жестикуляции и мимике он постигает смысл сказанного. И умнеет, да, умнеет. Через аффективную сферу. Раннее обучение - враг раннего развития, вот так категорично, если хотите.
А вы слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ)? Расхожее мнение, что успешны в этой жизни троечники, верно лишь отчасти. Успешны не троечники. Успешны те, у кого не только "котелок варит", но кто умеет справляться со своими чувствами и понимать чувства других людей. При этом вовсе не обязательно, чтобы айкью зашкаливал. Важнейшая составляющая интеллекта вообще - ЭИ, помогает человеку жить в ладу с собой и с миром, на языке психологов это называется внутриличностной и социальной компетентностью. Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой? Тогда развивайте этот самый ЭИ. До поры, до времени ставьте во главу угла воспитание чувств, а не разума. Подчеркиваю, я говорю о приоритетах, а не об игнорировании развития мышления.
Совсем недавно проводила в группе очередное занятие, оно задумывалось мною скорее познавательным, чем терапевтическим или коррекционным. Накануне отгремел по стране праздник, поэтому на мой вопрос: "Как вы отдохнули в эти выходные?", - я получила прогнозируемые ответы.
-Ходили в кино, на тридэ.
-Была в театре.
-А мы дома танцевали, врубили музыку!
-А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.
Посмотрели слайд-шоу - под пьесу "Шарманщик поет" на стене группового помещения менялись картины и фотографии с шарманщиками. Ребята прониклись и осознали, что появление бродячих артистов, шарманщика - становилось событием, праздником, поэтому бедняки отдавали монетки и делились с ними хлебом, ведь музыканты дарили людям РАДОСТЬ.
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.
Посмотрели кусочек из мультфильма "Детский альбом", с этой же пьесой и некоторыми другими, вплетенными в канву представления шарманщика.
Понравилось. Обсудили, как дети (заметьте, не бедные дети, но телека и компьютера-то у них все равно нет) радовались появлению музыканта и рисовали потом сценки, представленные артистом.
А потом... Потом я рассказала, что по дворам ходили не только старые шарманщики, но и дети. Бездомные сироты, чтобы добыть кусок хлеба, ходили с шарманкой и каким-нибудь верным другом, зверьком. Дети, даже очень "продвинутые", не знали, кто такие сироты. Я уже удивилась. Детям по 6 лет, очень много детей, с которыми занимаются родители, читают им умные и полезные книги. Но такое изощренное обхождение острых углов, к чему оно?
«Они должны уметь плакать... - Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого».
Потом мы слушали Бетховена, песню "Сурок", именно песню, со словами, не Лемешевым исполняемую, а детским трогательным голоском.
Закончила я, конечно, на позитиве, это святое. Оставила задание воспитательнице: на следующий день прослушать ещё раз " сурка" и нарисовать красками мальчика с сурком.
Когда я взяла в руки их рисунки, я поняла, что выгорание на моей работе мне не светит, потому что мы взаимно лечим друг друга. Я благодарна своим маленьким воспитанникам за то, что они мне дают.
На одном рисунке была девочка, а не мальчик (это понятно, девочка рисовала, они часто себя идентифицируют с главными героями, видимо, песня зацепила). Маленькая девочка с сурком на веревочке и огромное, больше самой девочки сердце. Кстати, именно эта девочка, раскрыв глаза широко-широко, спросила меня: "И даже бабушек и дедушек нет у сироток?!"
Трое (и что особенно отрадно, что эти трое - мои, ЗПРовцы) нарисовали мальчика в огромном доме, потому что "у бездомных должен быть дом".
Я теперь не буду сильно переживать, что кто-то из этих троих криво рисует палочки и пишет буквы больше себя ростом на доске (нет, не подумайте, я занимаюсь коррекцией всего это "безобразия"). Мы пишем, штрихуем, рисуем спиральки двумя руками на доске, и это очень важно. Но мегаважно то, что они заплакали, когда у мальчика из позапрошлого века "заболела коленка".
А. Белова